Список научно-методических трудов
Список научно-методических разработок
Статьи:
Анализ художественного текста на уроках литературы в вечерней школе.
Духовно-нравственное развитие учащихся в процессе литературного образования в современной средней школе.
Воспитание интереса к художественной литературе в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.
Традиционные и современные подходы к организации уроков литературы в старших классах ВСОШ.
О некоторых особенностях преподавания литературы (на основе экранизации) в старших классах ВСОШ №4
Особенности поэтического мышления Иосифа Бродского
Изучение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» на уроках литературы в вечерней школе.
Изучение крупного эпического произведения (повести, романа, романа-эпопеи) в старших классах ВСОШ.
История создания романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание».
Возможные варианты решения проблемы формирования у учащихся современной средней школы устойчивой потребности в чтении.
Возможности применения технологии дистанционного обучения в образовательных учреждениях пенитенциарной системы.
Методика и практика преподавания литературы в ВСОШ.
Обзорные темы - важное звено литературного образования учащихся ВСОШ.
Особенности анализа крупных эпических произведений в ВСОШ.
Основные направления и методы анализа художественного произведения в средней школе.
Философское и психологическое значение пейзажа в художественной системе произведения.
Традиционные и современные подходы к организации уроков литературы в старших классах ВСОШ.
Русская литература и нравственно-правовое воспитание учащихся.
Организация деятельности филологического МО в МОУ ВСОШ № 4 в условиях модернизации образования.
Возможности применения технологии дистанционного обучения в образовательных учреждениях пенитенциарной системы.
Отразила ли русская литература нравственные идеалы своего народа?
Перспективы и пути развития литературного образования в условияхшколы с очно-заочной формами обучения.
Обновление содержания образования как важнейшее условие модернизации учебного процесса в вечерней (сменной) общеобразовательной школе пенитенциарной системы.
Требования к современному учебнику литературы как основному средству обучения в школе.
Презентации:
1. Анализ художественного теста как творческий процесс.
2. Изучение в ВСОШ романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Жанровые особенности романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
4. Изучение лирики в школе ВСОШ.
5. Художественные миры Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.
6. Рациональные приемы работы с книгой на уроке литературы.
7. Литература как предмет, формирующий человека: литература и права человека.
8. Методика преподавания литературы в старших классах ВСОШ.
9. Факультативные занятия по литературе в ВСОШ.
10. Обзорные темы - важное звено литературного образования учащихся ВСОШ.
11. Особенности анализа крупных эпических произведений в ВСОШ.
12. Правда о войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда».
13. Изучение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» в ВСОШ.
14. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе второй половины XX века.
15. Пути и методы анализа художественного произведения.
16. Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы в ВСОШ.
17. Современный урок литературы в ВСОШ.
18. Урок-лекция в старших классах ВСОШ.
19. Художественная концепция романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
20. А.П.Чехов о языке прозы.
21. Чужая речь. Способы передачи чужой речи.
22. Язык художественной литературы.
Факультативные курсы и кружки:
1. «Лагерная проза в контексте русской литературы ХХ века». 2011
2. «Человек в окружающем мире». 2012
3. «Христианские сюжеты и образы Библии в мировой литературе и искусстве». 2013
4. «Русский язык: грамматика, текст, стили речи, подготовка к ЕГЭ». 2014
5. «Основы журналистики: теория и практика сочинений различных жанров». 2015
6. «Нравы и обычаи народов мира». 2016
7. «История мировой культуры». 2017
8. «Кинолекторий» (литература и искусство кино). 2018
9. «Этикет и искусство общения». 2019
10. «Современная русская литература: от реализма к постмодернизму». 2020
Электронные разработки уроков и внеклассных мероприятий:
1. Литературный вечер – реквием, посвященный А.С.Пушкину «России сердце не забудет».
2. Акмеизм. М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы и конфликты в лирике поэтессы. Тема России.
3. Актуальные и вечные проблемы в творчестве В.Г.Распутина.
4. Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием». Анализ поэмы А.А.Ахматовой «Реквием».
5. Романтик революции (о поэме А.А. Блока «Двенадцать»).
6. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
7. Жизнь и судьба писателя В.Т.Шаламова.
8. Обсуждение повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка».
9. Человек и природа в рассказах В.П.Астафьева «Царь-рыба».
10. «Деревенская» проза: истоки, проблемы, герои. Герои рассказов В.М.Шукшина.
11. Была ли жизнь бессмысленной жизнь И.И.Обломова?
12. Роман И.Э.Бабеля «Конармия» (1923-1925 г.г.). Особенности жанра и композиции.
13. Печорин в кругу «честных контрабандистов» ( анализ главы «Тамань»).
14. Сказ Н.С.Лескова «Левша».
15. Литература «оттепели» (1953-1964 г.г.)
16. Н.В.Гоголь – «отец русской реалистической прозы» (В.Г.Белинский).
17. Новые темы, проблемы и образы поэзии периода «оттепели». «Тихая лирика» и поэзия Н.М.Рубцова.
18. Литература последних десятилетий (общий обзор).
19. Поэзия О.Э. Мандельштама. Поэт как хранитель культуры.
20. Женщины в жизни И.И.Обломова.
21. Путь исканий правды жизни Григорием Мелеховым в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».
22. Изображение в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» революции и гражданской войны как величайшей народной трагедии.
23. Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».
24. Картины жизни донских казаков в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».
25. Краткое содержание романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".
26. Судьба Григория Мелехова (сюжетный план).
27. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.
28. Синтаксис сложноподчиненного предложения с двумя или несколькими придаточными. Некоторые недочеты и ошибки в построении СПП.
29. Отношение русской православной церкви к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
30. Писатель Борис Васильев: « Я получил суровое воспитание».
31. Военные повести Ю.Бондарева (общий обзор).
32. Своеобразие рассказов Шукшина.
33. Особенности поэтического мышления И.Бродского.
34. Ранняя поэзия Бориса Пастернака.
35. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
36. А.Блок - романтик революции. Поэма «Двенадцать».
37. «Лагерные университеты» писателя А.И.Солженицына. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
38. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
39. Общая характеристика текста художественного стиля.
40. Сравнительный анализ художественных образов: душевные метания Павла Мечика и духовные искания Юрия Андреевича Живаго.
41. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Диалог.
Учебно-методические пособия (печатные и электронные сборники):
- Учебно-методическое пособие для учителей «Разработки уроков литература в 11 классе» (36 уроков). 2013 г.
- «Учебно-методическое пособие по подготовке учащихся старших классов вечерней школы к экзамену по русскому языку в форме ГВЭ» (100 экз.) 2015 г.
- Учебно-методическое пособие «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: теория и практика». 2018 г.
- Учебно-методическое пособие «Познавательные задачи при обучении русскому языку и литературекак средство мотивации обучающихся к чтению и метод формирования их функциональной грамотности». 2019 г.